Расчет без третьих лиц.

16.05.2013

Расчет без третьих лиц
У благовещенцев появилась возможность платить за свет, тепло и воду, минуя счета управляек
«Куда уходят деньги?» — этим вопросом все чаще задаются благовещенцы, обнаружившие свою управляющую компанию в черном списке должников. Несмотря на то что большинство горожан исправно оплачивают коммунальные счета, долги управляек перед ресурсоснабжающими организациями растут с угрожающей скоростью. Например, общий долг УК Благовещенска перед поставщиком ресурсов на первое февраля составил более полутора миллиардов рублей. Однако теперь у жителей столицы Приамурья появилась возможность избежать цепочки «собственник жилья — управляющая компания — поставщик ресурсов».
В Благовещенске заработала система прямых расчетов, по которой жильцы могут переводить средства ресурсоснабжающим организациям, минуя счета управляек. АП решила выяснить подробности и преимущества новой схемы оплаты у директора компании «Городские коммунальные системы» Дениса Ушакова, который одним из первых и предложил этот вариант расчета для своих клиентов.
ХОРОШИ СО ВСЕХ СТОРОН
— Денис Николаевич, что представляет собой система прямых расчетов?
— До последнего времени у жильцов, чьи дома обслуживают управляющие компании, был только один способ расчета с энергоснабжающими компаниями. Горожане отдавали средства за услуги ЖКХ и потребленные воду, тепло, электроэнергию управляющим компаниям. А те в свою очередь переводили деньги снабжающим организациям. Однако несколько лет назад выяснилось, что не все УК передают эти средства вовремя либо, что еще хуже, выводят их из оборота. Волна таких нарушений прокатилась по всей России. Поэтому не так давно Правительство России установило еще один вариант расчетов за коммунальные услуги. Прямые расчеты позволяют ускорить поступление платы за коммунальные ресурсы ресурсоснабжающим организациям.
— И как это выглядит на практике?
— Если жильцы дома на общем собрании большинством голосов решают перейти на прямые расчеты, копию протокола собрания управляющая компания направляет в ресурсоснабжающие организации. После этого о новом способе оплаты сообщается в РКЦ. При этом жильцы будут продолжать вносить оплату как обычно: ежемесячно, в ближайшем отделении расчетного центра. Но при этом деньги будут напрямую идти компании-поставщику.
— Что дают прямые расчеты для рядовых жителей?
— Первое и самое главное — вы будете точно уверены, что ваши деньги вовремя доходят до адресата и не застревают на счетах управляющих компаний. Второе — вам не придется отвечать за недобросовестных соседей, которые не оплачивают коммунальные счета. Ведь если жильцы дома передают деньги УК, то в случае задолженности должником является весь дом. Соответственно, при задержке крупных сумм компания-поставщик может отключить от света или воды все здание. А если каждый из жильцов индивидуально расплачивается с ресурсоснабжающей организацией, то применять меры такая компания имеет право только к квартирам должников.
— А самим компаниям ЖКХ выгоден такой вариант?
— Конечно. Если УК добросовестно выполняет свою работу, ей переход на прямые расчеты только на пользу. Ведь управляющая компания не может поднимать тариф за ресурсы самостоятельно. То есть собрала она миллион рублей — миллион и должна отдать. Основное преимущество: компания больше не отвечает перед ресурсоснабжающей организацией за долги жильцов и занимается только управлением и техническим обслуживанием дома.
МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ
— Раз прямые расчеты выгодны и для горожан, и для управляющих компаний, почему же эту систему использует лишь несколько организаций в Благовещенске?
— Самая большая проблема управляющих компаний сегодня — нежелание тратить силы и средства на модернизацию. Ведь когда в девяностых годах наше правительство начало реформу ЖКХ, основной целью и было приближение работы этого рынка к неким европейским, современным стандартам. По идее жильцы многоквартирных домов должны были выбрать себе управляющую компанию, а если они не делают этого сами — дом выставляется на аукцион и его забирает одна из имеющихся в городе УК. Тот факт, что собственники жилья могут в любой момент на общем собрании сменить «управляйку», должен был стимулировать частные организации работать как можно более эффективно. Только здоровая конкуренция способна выполнять задачи, отраженные в реформе ЖКХ. А что получилось у нас? Люди как оплачивали в близлежащем ЖЭКе квитанции, так и оплачивают. И, как в советские времена, не могут дозвониться до диспетчерской, по два дня ждут нетрезвых сантехников и нередко сталкиваются с откровенным хамством со стороны сотрудников управляющей компании. То есть, по сути, обслуживающие компании просто сменили таблички «МУП» на «ООО» и продолжают действовать по старой привычной схеме.
САЙТ ВАМ В ПОМОЩЬ
— Основная претензия, которую предъявляют жильцы домов УК, — большие суммы за техническое обслуживание дома, которые еще и уходят непонятно на что. В свою очередь руководство управляек заявляет, что люди просто не хотят тратиться на уход за жильем.
— Это, конечно, палка о двух концах. С одной стороны — бывает, что люди при заключении договора с управляющей компанией вычеркивают большинство пунктов из перечня ремонтных работ на ближайший год, а потом жалуются, что в соседнем доме и дорогу асфальтируют, и забор красят, а у них ничего не делают. С другой — я видел в квитанциях жильцов дома, который сдали полгода назад, строку «прочистка труб». Дом новый, какая прочистка! Но люди платят.
— И какой же выход из ситуации? Как не отказаться от необходимого и при этом не заплатить лишнего?
— Знаете, волшебного способа не бывает. Чтобы быть уверенным в действиях управляющей компании, нужно заниматься этим вопросом. В первую очередь должен присутствовать инициативный совет дома. Лучше всего, когда в него входит хотя бы по одному человеку от подъезда. Каждый из таких жильцов знает, какие проблемы есть в подведомственной ему территории. И регулярно сообщать о проблемах управляющей компании. Но и обслуживающая организация должна идти навстречу клиентам: присутствовать на всех собраниях жильцов, чтобы в случае необходимости подсказывать и проконсультировать, оказать помощь даже за рамками компетенции договора управления. Но самое главное — это предоставлять отчеты о всех видах работ. Ведь люди не доверяют не оттого, что жалеют деньги на обслуживание собственного дома, а оттого, что им не всегда показывают, как и на что управляющая компания их тратит.
— Но ведь закон обязывает обслуживающие организации предоставлять отчеты о финансово-экономической деятельности.
— Это так. Согласно законодательству, управляющие компании должны публиковать соответствующую информацию в интернете на своем сайте. Или в крайнем случае — на сайте администрации муниципалитета.
— Насколько я знаю, управляющая компания «Городские коммунальные системы» первая и пока единственная в Амурской области располагает сайтом, с помощью которого житель может оплатить квитанцию, не выходя из дома. Какие преимущества это дает вашим клиентам?
— Прежде всего это возможность изучить всю финансово-экономическую деятельность компании через интернет. На сайте, помимо общей информации, представлен отчет о всех работах и планах на будущий период по каждому отдельному дому. Заходите на сайт, вводите свой лицевой счет, и вам доступна вся информация о вашем доме. В личном кабинете можно: получить и распечатать, не выходя из квартиры, квитанцию на оплату коммунальных услуг. Просмотреть баланс платежей и задолженность; ввести показания счетчиков учета воды, газа, электроэнергии. Обратиться в аварийно-диспетчерскую службу, оформить заявку на вызов мастера и проследить за ее состоянием. А также оплатить услуги ЖКХ на сайте с помощью банковских карт. Простой пример: жильцы заказали асфальтирование придомового участка. На сайте вы сможете посмотреть данные подрядчика, стоимость работ, дату начала и окончания работы. Причем сайт легок и доступен в обращении, им могут пользоваться даже люди, которые практически не выходят в интернет. На самом деле сделать информацию о своей деятельности доступной — не такая уж сложная задача. Все, что для этого нужно, — желание удовлетворить все запросы своего клиента.
ПРЯМЫЕ РАСЧЕТЫ ПОДДЕРЖИВАЕМ
— Около 80 процентов управляющих компаний в Благовещенске имеют текущие задолженности или судебные иски перед ресурсоснабжающей организацией, — говорит Денис Кобылкин, исполнительный директор «Энергокомфорт» Амур». — Поэтому мы полностью поддерживаем систему прямых расчетов, которая в последнее время набирает популярность у жителей города. Это действительно отличная практика — ведь только при прямых расчетах человек может быть стопроцентно уверен, что его деньги дойдут до поставщика ресурсов.
35 процентов — на столько в среднем снижается задолженность жильцов перед поставщиком ресурсов при переходе на прямые расчеты.
Анна Каштанова.

Все новости